Большие Призы
 
 
 
Статья



Персона

Интервью с Даниилом Мове

В прошедшие выходные на Невском Кольце прошел третий этап Чемпионата России по автогонкам в классе Формула 1600. О том, как проходили оба заезда Вы уже имели возможность узнать из репортажа нашего питерского резидента Дмитрия Киреева. Теперь же он представляет Вашему вниманию эксклюзивное интервью с одним из наиболее талантливых молодых российских пилотов, Даниилом Мове.


Даниил Мове

Дмитрий Киреев(ДК): Даня, можешь для начала сказать пару слов о себе, о том, на каких машинах катался, о предыдущей карьере?

Даниил Мове(ДМ): У меня брат старший - гонщик, Сергей Злобин; ну, он ездил, как-то я заинтересовался... В 12 лет сел на девятку, на обычную, и в ледовой дуэли удалось проехать буквально после двух тренировок... Проехать ледовую дуэль в Крылатском в Москве с раллистами. Там порядка 180 профессионалов участвовало, я шестым приехал, это был запредельный результат, все были довольны... В общем, в итоге, я схватил звёздочку, брата это очень сильно разозлило, и он обрубил мне всё занятие автоспортом.

Ну вот, до 16 лет я эволюционировал, в смысле, что вначале прошла вот эта звёздность, потом боролся за попадание в команду, ещё как-то... Был механиком у брата, сначала мыл машины, потом делал что-то, крутил там, шпаклевал, развивался в этом смысле...

Потом в 16 лет, когда был закат финансовый у брата по спонсорам, он десять тысяч долларов... пятнадцать... выделил на моё участие в Чемпионате России по картингу. Я проехался, но там вся первая десятка ехала не меньше 50 тысяч. Это даже несерьёзно было. Там один раз я даже где-то по дождю первым был, в тренировке, в квалификации был какой-то неплохой... Ну, то есть так. Лучший результат был пятое место, ничего особенного... Ну, правда, из двадцати, но ничего особенного. В итоге, потом, после этого брат сказал: "Ну, вот хочешь ещё сезон за 15 тысяч", я говорю: "Ты знаешь, 15 тысяч - это несерьёзно"...

Ну, у него больше не было, то есть я не то, что там отказался, говорю: "Давай так, я в прокатном картинге поеду"; он говорит: "Да ну этот прокатный картинг!". Через прокатный картинг, добиваясь имиджа и так далее... Вот, повыигрывал все там соревнования, в которых участвовал, выиграл приз главный, участие в Англии в школе в Сильверстоуне, в Формуле-Форд... В школе и потом две гонки Чемпионата Англии... А пока участвовал всё, лето шло, участвовал в "10 дюймах" там, в основном, ещё где-то на картодромах, выигрывал... Обратил внимание на меня Самоль, предложил проехать тесты на "Руси", я проехал пару тестов на "Руси", он был доволен и на следующий сезон предложил мне участвовать в Формуле-Русь.

Как раз в конце сезона летнего я проехал в Англии, обучение и две гонки Чемпионата Англии, приехал третьим и первым. После этого нас Самоль ещё вывез на тесты на Формуле-3, я там очень достойный результат показал, в шести десятых от рекорда трассы с первого раза. Очень неплохо получилось. После этого прошла зима, выехали во Францию на тесты Формулы-Рено, там я неудачно проехал, как-то не пошло совсем, не понял машину, проехал плохо тесты. А потом приехали в Россию, здесь начали тесты...

Первая гонка в Питере была, я стартовал вторым, приехал... В гонке растерялся, опыта не хватило, приехал пятым...

Гоночный автомобиль АРТ-Лайн Инжиниринг ArtTech F1605 - первое гоночное шасси европейского уровня с углепластиковым монококом, разработанное и построенное в России

ДК: Я помню, как ты там столкнулся ещё с Павловским...

ДМ: Он так ехал, на убор, я как бы уже... Надо было как-то себя зарекомендовать, да, что я не трус там, хотя честно, я совсем не понимал, что происходит вокруг, потерялся совсем, опыта никакого... Проехал потом как-то ещё одну гонку, ещё одну гонку, быстренько вошёл в тему и со второй гонки я стабильно показывал времена первое-второе, а к середине сезона уже выиграл гонку в Питере, потом приехали в Москву, я полторы секунды Афанасьеву вёз... Ещё быстрее, ещё быстрее, и в итоге разбил машину... На разбитой машине выехал на финиш... Ну, на кривой машине выехал на старт гонки, еле там вторым, по-моему, приехал, или третьим, не помню.

Чемпионат России начался, дали новую раму, но мотор там был неисправный, плохой. Я долго жаловался, короче, так и не решили проблему... Ну, мне кажется, что там это всем было выгодно, не решить мне проблему, скажем так. И в итоге закончил чемпионат вторым. Потом чего... Ну этот год предложили в АРТ-Лайне поехать, поскольку финансов я не нашёл на Европу, есть очень много предложений из Европы хороших... Финансов не нашёл - поехал в АРТ-Лайне... То есть, я не говорю, что это плохой вариант, просто я не очень хотел ехать в России, а если ехать в России, то для меня АРТ-Лайн - это самый... Мне этот вариант больше всего нравится. Причём еду на новой машине, то есть мы постоянно что-то пробуем, меняем, мне интересна сама работа, поэтому... Не жалею... Скажем так, тестовая работа, то есть, я тест-пилот получаюсь.

ДК: А сейчас ты можешь рассказать о том, чем отличается "АртТек" по поведению от тех машин, на которых ты ездил до этого, от Формулы-Форд, от "Руси", от "Даллары"? Ты на "Далларе" ведь тоже ездил?

ДМ: Ну, если машины располагать в плане того как они едут, их поведения, из формул, на которых я ездил... Меньше всего мне понравилась Формула-Рено, она сильно очень отличается от других, она очень какая-то такая... нервненькая и непонятная. Потом "Русь" с "Фордом" я бы даже поставил примерно на одно место, единственное, что "Русь", конечно, не мешало бы настроить получше, то есть "Форд" всё-таки получше, чем "Русь", просто он более стабильный и более настроенный.

На шасси ArtTech F1605 установлен мотор, развивающий до 180 л.с.

ДК: А в Формуле-Форд можно настраивать машины?

ДМ: Нет, но просто "Русь" настраивает Наполов, а когда человек, который настраивает машины едет 1:06, там, скажем, в Мячково, а лидеры едут 1:02, или там, может быть, 1:04 в лучшем случае, но всё равно, две секунды - это очень большая разница, и человек настраивает машины по одному, да... А она всем вот так одинаково настроена... Мне не очень нравится, что он делает, и всем, в принципе, не очень нравится, потому что машина очень нервная, избыточная, можно было сделать и лучше.

После них я бы поставил пока "АртТех", а потом "Даллару", потому что всё-таки, "Даллара" машина такая... Проехавшая много тестов, и она очень легка в управлении, очень понятна, есть базовые настройки всякие, и так далее... Но при этом "АртТех", она в принципе машина-то по шасси быстрее, чем "Даллара", ну вот 99 во всяком случае, вот эти (показывает на стоящую рядом машину АРТ-Лайн ПроТим), она по шасси быстрее машина, её надо настроить грамотно и так далее, то есть нет никаких наработок, поэтому тяжело с ней работать, но в принципе, по скорости... Она немножко пока не так комфортна в управлении, но это опять же связано, я думаю, с дисбалансом в настройках, потому что я пилот неопытный, и команде с новой машиной тоже тяжело пока работать.

ДК: Некомфортна в смысле избыточной поворачиваемости?

ДМ: Нет, нет, нет! Некомфортна... По-разному бывает. Скажем, "Даллара", она просто очень как-то легка на руле, она очень такая какая-то... Обкатанная... Не знаю, не могу объяснить. Действительно такая очень лёгкая машина в управлении. "АртТех", я подозреваю, то, что АртТехом немножко тяжелее управлять, связано с тем, что она просто действительно немножко другого класса машина.

ДК: Не мог бы ты теперь провести небольшую экскурсию по "Невскому кольцу" и по "Мячково"? Сначала по "Невскому кольцу", как ты пилотируешь машину?

ДМ: Прямая старт-финиш, пятая передача. Стараешься всю прямую сэкономить расстояние, но при этом не дёргать рулём, понятно, чтобы не потерять скорость, держишься внутри, внутри, экономишь расстояние, чтобы лишнее не проехать, потому что она вся дугой идёт. Потом перед поворотом выходишь пошире, причём надо выйти не так, чтобы оно углом получилось, что ты вышел и сразу затормозил, а чтобы ты такой дугой подошёл на прямое торможение хорошее. Тормозишь жёстко, и надо... Ну, само собой, отпуская тормоз, заезжаешь в первый поворот, быстро. Туда чтоб залететь, быстрее открываешь газ, стреляешь на следующий поребрик на левый поворот, атакуешь чуть-чуть его... Там надо не перестараться с атакой поребрика, потому что если его сильно атакуешь, то машину выставляет, а это такое ключевое место, важен разгон оттуда на всю прямую перед первой площадкой. Аккуратненько атакуешь, начинаешь в "Ложке" разгон, и вот надо тоже не перестараться в "Ложке", "Бумеранг" ещё по другому его называют, не перестараться с газом, потому что если ты там начинаешь атаковать сильно, то очень тяжёлый выход получается, и ты теряешь всю прямую...

Всё время рассказа про трассы Даня будто едет в машине, рассказывая про повороты крутит руками, показывает движения машины, перенос веса, крены, поэтому иногда возникают некоторые междометия, малопонятные если его не видеть в этот момент (Прим. ДК)

Щелкните для увеличения

Выходишь на прямую... Вся "Ложка", от первого поворота, приехал, третья передача, первый правый-левый, всё на третьей передаче, выехал на заднюю прямую, включил четвёртую передачу, доехал до первой площадки, тоже торможение, третья передача, тоже стараешься заехать быстро в поворот, отпуская тормоз, туда залететь, там тут же её подлавливаешь газом, и тоже очень важно не стараться слишком сильно атаковать в площадке газом, чтобы именно поймать выход из самой площадки, чтобы получить скорость на задней прямой, тоже очень важно. И в самой площадке... Достреливаешь газом, но потом очень важно не дёргать газом, а очень плавно им работать, чтобы выехать из площадки. Когда машина хорошо настроена, то получается практически от середины площадки до выхода - всё полным газом... Третья, четвёртая, пятая. Всё то же самое в дуге, что и на прямой старт-финиш, то есть стараешься сэкономить расстояние, но там очень важный момент - это вход во вторую площадку. То есть ты прямо с дуги приезжаешь, грубо говоря, с повёрнутым рулём и потом заезжаешь в площадку. Важно, чтобы не было такого, что ты распустил чуть машину, и сразу довернул в площадку, тоже важно очень по дуге туда заехать, чтобы получился плавный вход во вторую площадку.

Всё пятая передача. Там где-то порядка двухсот... Ну, у меня порядка двухсот, у 99 "Даллар" там порядка двухсот семи скорость на входе... На подходе ко второй площадке, а у "Лукойлов" там порядка двухсот пятнадцати, по-моему... Нет, не двести семь - двести десять у этих "Даллар" и двести пятнадцать у "Лукойлов". Заезжаешь в площадку, в принципе, если рассказывать, как я еду, я туда полным газом заезжаю в площадку, там она сама неровная по асфальту, поэтому там идёт такой присброс газа, даже иногда чуть её тормозом придержишь, чтобы она прилипла к самой площадке, потому что она очень нестабильна, там порядка где-то 170 км/ч скорость в площадке... Здесь, кстати, очень хорошо, понятно, видно, как "АртТех" себя проявляет, потому если здесь мне удаётся порядка 170 километров поддерживать скорость, то на "Далларах" ребята едут там порядка 158... Разница достаточно большая. И уходит площадка... Пошёл выход направо, там очень важно, ещё не видя выхода, открыть газ полный, чтобы выстрельнуть, выиграть на выходе из площадки... Выстреливаешь оттуда и задерживаешь газ, дострел, до "Аппендицита", до торможения, "Пирс" поворот. Жёсткое торможение с пятой передачи, вся вторая площадка идёт на пятой передаче...

Четвёртая, третья, вторая передача, поворачиваешь в "Пирс". Там такой профиль на выходе, очень важно в нём остаться. Хочется очень быстро в повороте поехать, но тогда не попадаешь в профиль и на выходе не попадаешь. Как только вкатился в этот профиль в повороте, открываешь полный газ, тоже надо очень чётко работать газом, плавно, потому что это ключевое место, в принципе. От "Пирса" зависит весь разгон - "Сорочинский", "Мост" и дальше идёт прямая. То есть такое место, скажем, ключевое на трассе. Вторая, третья, четвёртая передача, и на четвёртой передаче "Сорочинский"... Ну, по возможности... Есть какая-то непонятная проблема, не можем настроиться, там надо вообще полным газом ехать, "Даллары" проезжают полным газом, мы почему-то чуть-чуть присбрасываемся, но, в принципе, полным газом можно. Четвёртая передача, на четвёртой передаче проезжаешь "Сорочинский", причём, в "Сорочинском" очень важно не увлечься, не поворачивать поздно, потому что там тоже профиль, асфальт укатан, то есть надо вот, пораньше чуть-чуть повернуть, тогда попадаешь в профиль и - Вррр - полным газом проезжаешь весь "Сорочинский", подъезжаешь к повороту "Мост" на четвёртой передаче, скорость приличная, около 175 перед поворотом.

Торможение, и очень важно тоже... Поворот "Мост", он тоже такой, с профилем, и очень важно из него быстро выйти... Интересный выход, то есть такой, машина вся в скольжении, от входа до выхода, и на выходе идёт поребрик, который там в подъём... Бывали случаи... Я тоже там как-то налетел на этот поребрик всеми четырьмя колёсами (руки выразительно взлетают), оторвался... Выезжаешь и четвёртая, пятая передача, пошла прямая старт-финиш.

ДК: А на "Руси" правда, что когда ты на выходе со второй площадки отпускаешь газ, в районе 14 судейского пункта, то у тебя машина сразу же убирается в стену?

ДМ: Там даже если чуть-чуть прослабляешь газ, скажем так, то есть начинаешь дёргать чуть газом, или прослабляешь его чуть больше... То есть, на хорошей скорости, на большой, когда машина на грани, если чуть-чуть прослабляешь газ, то машина уже стремится сразу выстрельнуть задом, поэтому конечно, если ты его бросишь, то её сразу же развернёт, и она улетит в стену.

ДК: Ну а теперь про "Мячково" то же самое.

ДМ: "Мячково"... Ну, это я по 1600 рассказываю... Прямая старт-финиш, пятая передача. В идеале первый поворот полным газом, то есть там порядка почти двухсот км/ч...

ДК: Ты первый поворот как один поворот проходишь, или как два?

Щелкните для увеличения

ДМ: Нет, как один, конечно, опять-таки очень важно ровной дугой пройти поворот, чётко заезжаешь туда, такое, приятное место, проезжаешь его полным газом. Потом "Ворота"... Неприятное очень место, просто больно за машину из-за этих высоких поребриков, а надо проезжать полным газом, всё вот это идёт прямая старт-финиш, первый правый поворот, два поребрика полным газом, машина оттуда выстреливает, там тоже порядка ста девяноста-двухсот км/ч, и доезжаешь до разворота, жёсткое торможение, четвёртая передача, на четвёртой передаче вваливаешь в поворот, очень важно в разгоне пройти, как один, на выход на взлётно-посадочную полосу.

Выезжаешь на взлётно-посадочную, четвёртая, пятая, на пятой передаче эска на взлётно-посадочной полосе, она такая, очень надо не раскачивать там машину, стараться распрямить всю эсочку, ключевое тоже такое место, потому что скоростной поворот... Пятая передача, выехал, потом торможение со взлётки, четвёртая, третья, вторая. Там такое место, где надо чуть раньше повернуть, чем хочется, то есть на начало поребрика, тогда машину цепляет, там тоже, наверное, какой-то профиль, я даже не знаю, почему, но если на начало поребрика повернуть, то она прямо цепляется, вторая, сразу полный газ, третья, разгон, четвёртая, эска на четвёртой передаче, в левый поворот въезжаешь полным газом, там перед правым такой чуть-чуть удар по тормозу, чтобы чуть-чуть остановить её и вцепить, самое главное, морду, чтобы она повернула. На четвёртой передаче на правый поребрик как уходишь, сразу газ даёшь полный перед "Домиком", разгон, потом "Домик" тоже таким мягким торможением, такой, приятный поворот, то есть она такая, загружается легко, на четвёртой передаче туда её чуть-чуть маленьким торможением, опять газ, разгон до выхода на старт-финиш, и там тоже на четвёртой передаче подтормаживаешь, туда её заправляешь... такой, как двойной немножко поворот проходится, там он неровный... И выход на старт финиш, поехали, четвёртая, пятая...


 

 
 
 
 
 
 
качественный хостинг